Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В помещениях СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" созданы условия для обучения и воспитания отдельных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).

Кабинеты учителя-логопеда (дефектолога)

Кабинеты учителей-логопедов (дефектологов) оснащены настенными и настольными зеркалами с верхним светом, дидактическими пособиями, речевыми тренажерами, настольными играми. В работе используются аудиовизуальные средства обучения. Помещения зонированы для организации индивидуальной и подгрупповой работы

Кабинет педагога-психолога 

Кабинет педагога-психолога зонирован, что  позволяет организовать коррекционно-развивающее, релаксационное, игровое, консультативное пространство. В работе с детьми  используются разнообразные технологии и методики, среди которых элементы арт-терапии, игровые, здоровьесберегающие технологии. Подобран диагностический инструментарий, игры и материалы для организации коррекционно-развивающих занятий.

Сенсорная комната

Сенсорная комната – это определенным образом организованная предметно-пространственная среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и др. Занятия в сенсорной комнате направлены на стимуляцию всех сенсорных процессов, создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушения в эмоционально-волевой сфере, активизацию интереса к исследовательской деятельности, развитие общей и мелкой моторики и коррекцию двигательных нарушений и др.

    Кабинет игровой коррекции

В кабинете организована зона игровой деятельности, зона театрализованной деятельности, зона дидактических и настольно-печатных игр, зона свободной самостоятельной игры. Для организации игровой деятельности используются игрушки, предметы заменители, разнообразный сенсорный материал, дидактические пособия. С помощью представленных пособий можно организовать все виды игр.

Зона сенсомоторного развития

Зона оборудована специальными сенсорными гамаками из эластичной лайкры. Гамак предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Занятия в гамаке способствуют развитию проприоцептивной системы, формированию так называемой «схемы тела». 

Объекты для проведения практических занятий

В СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" учебные кабинеты приспособлены для занятий с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, согласно Паспорта доступности ОСИ (открыть), в отдельных кабинетах имеется в наличии специальное оборудование, для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Помещения дошкольных групп компенсирующей направленности оснащены безопасной, целесообразно расставленной детской и игровой мебелью, с учетом возрастных особенностей детей и современных требований к организации пространства. Каждая группа оснащена мягкими пуфами, позволяющими принять удобную расслабляющую позу, уголкам сенсорного развития и тактильными панно и развивающими модулями.

Кабинеты и иные помещения в которых осуществляется коррекционно-развивающий процесс оказывается коррекционно-развивающая помощь оборудованы для проведения практической деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  • кабинеты учителей-логопедов - 5

  • кабинет педагога-психолога - 1 

  • темная сенсорная комната - 1 

  • музыкальный зал - 1

  • спортивный зал - 1

  • кабинет индивидуальных консультаций и занятий - 1 

  • комната игровой коррекции - 1 

  • кабинет ранней психолого-педагогической помощи - 1

Библиотека

В соответствии с законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования СОГБДОУ «Центр диагностики и консультирования» в Центре сформирован библиотечный фонд. Библиотека не является структурным подразделением. Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными учебными изданиями (включая учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемую адаптированную основную образовательную программу образовательным областям. Учебно-методическая, детская литература, периодические издания и учебно-методические пособия, используемые при реализации АООП Центра, отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствуют содержанию АООП Центра.

Библиотека расположена в кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе, оснащена оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, принтером. Для педагогов Центра обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Фонд библиотеки формируется из литературы и материалов, приобретенных за счет бюджетных и внебюджетных средств финансирования. Поступившие в библиотеку материалы учитываются, им присваивается внутренний номер и определяется местонахождение. Информация о поступлении новинок в библиотечный фонд предоставляется всем заинтересованным сторонам объявлением на педагогическом совете.

Библиотечный фонд укомплектован следующими методическими изданиями с учетом требований ФГОС ДО: литература для ведения образовательной деятельности по областям; наглядные пособия, демонстрационный материал, плакаты; раздаточный и счётный материал, карточки предметных и сюжетных картинок; литература по вопросам воспитания патриотизма, безопасности, ручному и художественному труду, работы с родителями, художественная литература.

В каждой группе имеется мини-библиотека, сочетающая в себе набор демонстрационных и раздаточных материалов; методическая, художественная литература, хрестоматии для чтения воспитанникам, картотеки.

Спортивные объекты

Спортивный зал СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" оборудован необходимым инвентарем для проведения образовательной деятельности по физическому развитию с обучающимися дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, задержками психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра.

Оборудование спортивного зала составляют:

  • гимнастическая стенка;
  • гимнастическая доска;
  • гимнастические скамейки;
  • мишени разных типов;
  • щит баскетбольный;
  • переносное оборудование (горка-скат, лестница);
  • дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры, конусы и т.д.);
  • маты гимнастические;
  • пособия для выполнения физических упражнений (канат, мячи, мешочки с песком, обручи металлические и пластиковые, ленточки, палки гимнастические, кубики, кегли, кольцеброс, скакалки и др.);
  • координационная лестница деревянная;
  • дуги для подлезания;
  • фитболы;
  • детские спортивные тренажеры (батут, мини-степпер, беговая дорожка, велотренажер, твистер детский, тренажер для ходьбы «Воздушный пешеход»);
  • модульный коврик «ОРТОДОН»;
  • зона сенсомоторного развития.

Зона сенсомоторного развития

Зона оборудована специальными сенсорными гамаками из эластичной лайкры. Гамак предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Занятия в гамаке способствуют развитию проприоцептивной системы, формированию так называемой «схемы тела». 

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования", при реализации адаптированных программ дошкольного образования подбираются с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

В рамках психолого-педагогического сопровождения, оказания коррекционно-развивающей помощи, консультационных услуг используются:

  1. Диагностические материалы: классические стандартизированные психодиагностические методики, автоматизированная методика В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей», методика диагностики пространственного мышления и моделирующей деятельности детей, методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (2-3-х лет) и др.
  2. Картотеки игр, игрушек, картин, дидактических пособий для:
  • коррекции и развития лексико-грамматического строя речи: предметные картинки, плакаты,  пособия по разным лексическим темам и др.;
  • коррекции и развития фонематического слуха;
  • коррекции и развития моторики (мелкой и артикуляционной): шнуровки, лабиринты, конструкторы, пособия для развития графомоторных функций, природный материал, массажные мячи, пособия с пуговицами, счетные палочки;
  • коррекции и развития дыхания;
  • коррекции и развития сенсорно-перцептивной сферы: наборы цветных предметов, наборы объемных предметов, записи со звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки, различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; тактильные дорожки; центр для игры с водой и песком; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм;
  • коррекции и развития познавательных процессов: дидактические игры, наглядные пособия, игровые наборы, специальные программно-методические комплексы.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Здание и помещения СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования", в соответствии с Паспортом доступности (открыть) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, условно доступны.

Созданы необходимые условия для доступа и получения образовательных услуг детьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детьми-инвалидами) в отделе психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Доступ в помещения Отдела оборудован пандусом и поручнями, расширен дверной проем, переоборудована санитарная комната, есть кнопка вызова помощника для свободного доступа всех категорий обучающихся с ОВЗ в помещения для коррекционно-развивающих занятий и консультирования.

В дошкольных группах компенсирующей направленности Центра созданы условия для получения  образования по адаптированным программам для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих речевые нарушения, интеллектуальные нарушения (умственную отсталость), задержки психического развития, расстройства аутистического спектра. Помещения групп дополнительно оснащены зонами релаксации (мягкими пуфами и модулями), созданы зоны сенсорного развития, оборудованные тактильными, дидактическими панелями, сенсорными тропами, прозрачными мольбертами и др.

Специальные условия питания

На основании медицинского заключения в Центре может быть организовано специальное лечебное или диетическое питание.

Специальные условия охраны здоровья

В штате СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" есть медицинские работники: врач-психиатр, врач-педиатр, медицинская сестра, которые оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ведут профилактическую работу с детьми.

Доступ к информационным системам

В СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" используются технические средства обучения и воспитания, в том числе: компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки), проекторы, здание Центра имеет доступ в сеть Интернет. Обучающиеся дошкольного возраста  не имеют самостоятельного доступа к информационным системам и в сеть Интернет.

Электронные образовательные ресурсы

В СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" используются электронные средства обучения и воспитания. Обучающиеся Центра пользуются электронным средствами обучения и воспитания исключительно под контролем педагога.

В образовательном процессе специалисты Центра используют электронные ресурсы, направленные на всестороннее развитие и коррекцию нарушенных функций.

В работе учителей-логопедов используются следующие компьютерные программы и приложения:

  1. Методика "Логопедическое обследование детей" (В.М. Акименко). Студия "ВиЭль", г. Санкт-Петербург.
  2. Методика "Развитие и коррекция речи детей" (В.М. Акименко). Студия "ВиЭль", г. Санкт-Петербург.
  3. Развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко».  Студия "ВиЭль", г. Санкт-Петербург.
  4. Программно-дидактический комплекс "Логомер-2". Портал "Мерсибо", г. Москва.
  5. Программно-дидактический комплекс "Мерсибо. Интерактив". Портал "Мерсибо", г. Москва.
  6. Программно-дидактический комплекс игр для занятий с детьми с аутизмом и нарушениями интеллекта "А-спектр". Портал "Мерсибо", г. Москва.
  7. Приложение "Аутизм: общение". АНО "Наш солнечный мир", г. Москва
  8. Приложение "AR TUTOR". НКО "Цифровые технологии реабилитации" (Егор Козловский), г. Москва

В работе педагогов-психологов используются следующие компьютерные программы:

  1. Методика диагностики пространственного мышления и моделирующей деятельности детей. Студия «ВиЭль», г. Санкт-Петербург.
  2. Методика диагностики и коррекции конструктивной деятельности. Студия «ВиЭль», г. Санкт-Петербург.

  3. Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (2-3-х лет). НПФ «Амалтея», г. Санкт-Петербург.

  4. Наборы методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста «Свойства предметов». Студия «ВиЭль», г. Санкт-Петербург.

  5. Тест Д. Векслера для исследования интеллекта детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) в адаптации М.Н. Ильиной. НПФ «Амалтея», г. Санкт-Петербург.

  6. Методика развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями». Студия «ВиЭль», г. Санкт-Петербург.

Специальные технические средства обучения

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Специализированное техническое оборудование для коррекционно-развивающей работы

С 2018 года работу специалистов учреждения внедряется оборудование для балансотерапии (балансировочная доска и стабилоплатформа). 

Тренажер для тренировки баланса "Балансир". Предназначен для коррекции и развития координации движений и баланса.

Стабилоплатформа используется для проведения двигательных игр, коррекционных занятий, реабилитационных упражнений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, упражнений на концентрацию и развитие внимания.Стоя на стабилоплатформе, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране. Стабилоплатформа регистрирует изменения позы и отображает изменения на экране: ребенок видит, куда движется его персонаж. Это помогает ему корректировать свои действия.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике