Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В помещениях СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" созданы условия для обучения и воспитания отдельных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
Кабинеты учителя-логопеда (дефектолога)
Кабинеты учителей-логопедов (дефектологов) оснащены настенными и настольными зеркалами с верхним светом, дидактическими пособиями, речевыми тренажерами, настольными играми. В работе используются аудиовизуальные средства обучения. Помещения зонированы для организации индивидуальной и подгрупповой работы
Кабинет педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога зонирован, что позволяет организовать коррекционно-развивающее, релаксационное, игровое, консультативное пространство. В работе с детьми используются разнообразные технологии и методики, среди которых элементы арт-терапии, игровые, здоровьесберегающие технологии. Подобран диагностический инструментарий, игры и материалы для организации коррекционно-развивающих занятий.
Сенсорная комната
Сенсорная комната – это определенным образом организованная предметно-пространственная среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и др. Занятия в сенсорной комнате направлены на стимуляцию всех сенсорных процессов, создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушения в эмоционально-волевой сфере, активизацию интереса к исследовательской деятельности, развитие общей и мелкой моторики и коррекцию двигательных нарушений и др.
В кабинете организована зона игровой деятельности, зона театрализованной деятельности, зона дидактических и настольно-печатных игр, зона свободной самостоятельной игры. Для организации игровой деятельности используются игрушки, предметы заменители, разнообразный сенсорный материал, дидактические пособия. С помощью представленных пособий можно организовать все виды игр.
Зона сенсомоторного развития
Зона оборудована специальными сенсорными гамаками из эластичной лайкры. Гамак предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Занятия в гамаке способствуют развитию проприоцептивной системы, формированию так называемой «схемы тела».
Объекты для проведения практических занятий
В СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" учебные кабинеты приспособлены для занятий с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, согласно Паспорта доступности ОСИ (открыть), в отдельных кабинетах имеется в наличии специальное оборудование, для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Помещения дошкольных групп компенсирующей направленности оснащены безопасной, целесообразно расставленной детской и игровой мебелью, с учетом возрастных особенностей детей и современных требований к организации пространства. Каждая группа оснащена мягкими пуфами, позволяющими принять удобную расслабляющую позу, уголкам сенсорного развития и тактильными панно и развивающими модулями.
Кабинеты и иные помещения в которых осуществляется коррекционно-развивающий процесс оказывается коррекционно-развивающая помощь оборудованы для проведения практической деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
-
кабинеты учителей-логопедов - 5
-
кабинет педагога-психолога - 1
-
темная сенсорная комната - 1
-
музыкальный зал - 1
-
спортивный зал - 1
-
кабинет индивидуальных консультаций и занятий - 1
-
комната игровой коррекции - 1
- кабинет ранней психолого-педагогической помощи - 1
Библиотека
В соответствии с законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования СОГБДОУ «Центр диагностики и консультирования» в Центре сформирован библиотечный фонд. Библиотека не является структурным подразделением. Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными учебными изданиями (включая учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемую адаптированную основную образовательную программу образовательным областям. Учебно-методическая, детская литература, периодические издания и учебно-методические пособия, используемые при реализации АООП Центра, отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствуют содержанию АООП Центра.
Библиотека расположена в кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе, оснащена оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, принтером. Для педагогов Центра обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Фонд библиотеки формируется из литературы и материалов, приобретенных за счет бюджетных и внебюджетных средств финансирования. Поступившие в библиотеку материалы учитываются, им присваивается внутренний номер и определяется местонахождение. Информация о поступлении новинок в библиотечный фонд предоставляется всем заинтересованным сторонам объявлением на педагогическом совете.
Библиотечный фонд укомплектован следующими методическими изданиями с учетом требований ФГОС ДО: литература для ведения образовательной деятельности по областям; наглядные пособия, демонстрационный материал, плакаты; раздаточный и счётный материал, карточки предметных и сюжетных картинок; литература по вопросам воспитания патриотизма, безопасности, ручному и художественному труду, работы с родителями, художественная литература.
В каждой группе имеется мини-библиотека, сочетающая в себе набор демонстрационных и раздаточных материалов; методическая, художественная литература, хрестоматии для чтения воспитанникам, картотеки.
Спортивные объекты
Спортивный зал СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" оборудован необходимым инвентарем для проведения образовательной деятельности по физическому развитию с обучающимися дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, задержками психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра.
Оборудование спортивного зала составляют:
- гимнастическая стенка;
- гимнастическая доска;
- гимнастические скамейки;
- мишени разных типов;
- щит баскетбольный;
- переносное оборудование (горка-скат, лестница);
- дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры, конусы и т.д.);
- маты гимнастические;
- пособия для выполнения физических упражнений (канат, мячи, мешочки с песком, обручи металлические и пластиковые, ленточки, палки гимнастические, кубики, кегли, кольцеброс, скакалки и др.);
- координационная лестница деревянная;
- дуги для подлезания;
- фитболы;
- детские спортивные тренажеры (батут, мини-степпер, беговая дорожка, велотренажер, твистер детский, тренажер для ходьбы «Воздушный пешеход»);
- модульный коврик «ОРТОДОН»;
- зона сенсомоторного развития.
Зона сенсомоторного развития
Зона оборудована специальными сенсорными гамаками из эластичной лайкры. Гамак предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Занятия в гамаке способствуют развитию проприоцептивной системы, формированию так называемой «схемы тела».
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования", при реализации адаптированных программ дошкольного образования подбираются с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
В рамках психолого-педагогического сопровождения, оказания коррекционно-развивающей помощи, консультационных услуг используются:
- Диагностические материалы: классические стандартизированные психодиагностические методики, автоматизированная методика В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей», методика диагностики пространственного мышления и моделирующей деятельности детей, методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (2-3-х лет) и др.
- Картотеки игр, игрушек, картин, дидактических пособий для:
- коррекции и развития лексико-грамматического строя речи: предметные картинки, плакаты, пособия по разным лексическим темам и др.;
- коррекции и развития фонематического слуха;
- коррекции и развития моторики (мелкой и артикуляционной): шнуровки, лабиринты, конструкторы, пособия для развития графомоторных функций, природный материал, массажные мячи, пособия с пуговицами, счетные палочки;
- коррекции и развития дыхания;
- коррекции и развития сенсорно-перцептивной сферы: наборы цветных предметов, наборы объемных предметов, записи со звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки, различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; тактильные дорожки; центр для игры с водой и песком; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм;
- коррекции и развития познавательных процессов: дидактические игры, наглядные пособия, игровые наборы, специальные программно-методические комплексы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание и помещения СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования", в соответствии с Паспортом доступности (открыть) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, условно доступны.
Созданы необходимые условия для доступа и получения образовательных услуг детьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детьми-инвалидами) в отделе психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Доступ в помещения Отдела оборудован пандусом и поручнями, расширен дверной проем, переоборудована санитарная комната, есть кнопка вызова помощника для свободного доступа всех категорий обучающихся с ОВЗ в помещения для коррекционно-развивающих занятий и консультирования.
В дошкольных группах компенсирующей направленности Центра созданы условия для получения образования по адаптированным программам для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих речевые нарушения, интеллектуальные нарушения (умственную отсталость), задержки психического развития, расстройства аутистического спектра. Помещения групп дополнительно оснащены зонами релаксации (мягкими пуфами и модулями), созданы зоны сенсорного развития, оборудованные тактильными, дидактическими панелями, сенсорными тропами, прозрачными мольбертами и др.
Специальные условия питания
На основании медицинского заключения в Центре может быть организовано специальное лечебное или диетическое питание.
Специальные условия охраны здоровья
В штате СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" есть медицинские работники: врач-психиатр, врач-педиатр, медицинская сестра, которые оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ведут профилактическую работу с детьми.
Доступ к информационным системам
В СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" используются технические средства обучения и воспитания, в том числе: компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки), проекторы, здание Центра имеет доступ в сеть Интернет. Обучающиеся дошкольного возраста не имеют самостоятельного доступа к информационным системам и в сеть Интернет.
Электронные образовательные ресурсы
В СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" используются электронные средства обучения и воспитания. Обучающиеся Центра пользуются электронным средствами обучения и воспитания исключительно под контролем педагога.
В образовательном процессе специалисты Центра используют электронные ресурсы, направленные на всестороннее развитие и коррекцию нарушенных функций.
В работе учителей-логопедов используются следующие компьютерные программы и приложения:
- Методика "Логопедическое обследование детей" (В.М. Акименко). Студия "ВиЭль", г. Санкт-Петербург.
- Методика "Развитие и коррекция речи детей" (В.М. Акименко). Студия "ВиЭль", г. Санкт-Петербург.
- Развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко». Студия "ВиЭль", г. Санкт-Петербург.
- Программно-дидактический комплекс "Логомер-2". Портал "Мерсибо", г. Москва.
- Программно-дидактический комплекс "Мерсибо. Интерактив". Портал "Мерсибо", г. Москва.
- Программно-дидактический комплекс игр для занятий с детьми с аутизмом и нарушениями интеллекта "А-спектр". Портал "Мерсибо", г. Москва.
- Приложение "Аутизм: общение". АНО "Наш солнечный мир", г. Москва
- Приложение "AR TUTOR". НКО "Цифровые технологии реабилитации" (Егор Козловский), г. Москва
В работе педагогов-психологов используются следующие компьютерные программы:
- Методика диагностики пространственного мышления и моделирующей деятельности детей. Студия «ВиЭль», г. Санкт-Петербург.
-
Методика диагностики и коррекции конструктивной деятельности. Студия «ВиЭль», г. Санкт-Петербург.
-
Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (2-3-х лет). НПФ «Амалтея», г. Санкт-Петербург.
-
Наборы методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста «Свойства предметов». Студия «ВиЭль», г. Санкт-Петербург.
-
Тест Д. Векслера для исследования интеллекта детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) в адаптации М.Н. Ильиной. НПФ «Амалтея», г. Санкт-Петербург.
-
Методика развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями». Студия «ВиЭль», г. Санкт-Петербург.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Специализированное техническое оборудование для коррекционно-развивающей работы
С 2018 года работу специалистов учреждения внедряется оборудование для балансотерапии (балансировочная доска и стабилоплатформа).
Тренажер для тренировки баланса "Балансир". Предназначен для коррекции и развития координации движений и баланса.
Стабилоплатформа используется для проведения двигательных игр, коррекционных занятий, реабилитационных упражнений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, упражнений на концентрацию и развитие внимания.Стоя на стабилоплатформе, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране. Стабилоплатформа регистрирует изменения позы и отображает изменения на экране: ребенок видит, куда движется его персонаж. Это помогает ему корректировать свои действия.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования" отсутствуют